Какой способ консультирования лучше? Очно, icq, e-mail или skype?
Самым эффективным способом консультирования, конечно, является очный прием, в котором возможно соблюдать один из наиважнейших принципов помощи в обретении Себя: иметь дело с тем, что переживает клиент «здесь и сейчас» и сохраняется возможность непосредственного отслеживания и реагирования на слова, чувства, телесные движения клиента.
Если нет возможности для очной консультации, то наиболее приближенным к очной консультации является консультирование по skype , где сохраняется сочетание голоса и видеоряда. Конечно, некоторые ограничения остаются. И это касается работы телесно-ориентированной терапии, арт-терапии и других методик направлений терапии, которые в skype-консультации невозможно использовать в полном объеме.
В качестве плюсов консультирования по skype, как, впрочем, всех дистанционных способов консультирования (консультации онлайн), можно отметить независимость клиента от местоположения специалиста, большой выбор подходящего именно Вам специалиста и возможность получить консультацию, не тратя времени на дорогу.
В консультации по icq или по любому другому подобному мессенджеру (msn, qip, miranda и др.) соблюдаются необходимый минимум условий консультирования (принцип «здесь и сейчас», контакт, временные границы консультации). Существует возможность непосредственной реакции на высказанные слова, оперативное отреагирования чувств, контроля пауз.
Из недостатков консультации по icq нужно отметить невозможность визуального и аудиального контакта. Одна и та же фраза может быть высказана по-разному, но нет возможности услышать интонации. Клиент отвлекается на написание текста, т.е. он не в полной мере сосредоточен на себе. Ускользают тонкие детали, из которых и складывается ткань консультации.
В данный момент, существуют несколько подобных, но менее эффективных программ (Mail.Ru Агент, skype), дающих возможность письменного чата, но не выдерживающих конкуренции в сравнении с популярными мессенджерами. Так что, если стоит выбор между, например, Mail.Ru Агент и icq, то лучше icq.
Если клиент и специалист общаются по e-mail, то они разделены не только в географическом пространстве, но и во времени. За время, которое происходит между отправкой письма и получением его адресатом, происходит потеря «общей волны» между клиентом и специалистом. То есть теряется непосредственное восприятие переживаний клиента. Даже, если специалист верно понимает человека на том конце электронной почты, его ответ может стать неактуальным для самого клиента. Это происходит в силу разных факторов. Множество текущих эмоций и смыслов, важных для поиска решения проблемы, теряются в процессе ожидания ответа. Количество невысказанных мыслей и чувств превышает количество высказанных. Фактически клиент продолжает оставаться наедине с самим собой, он лишен возможности быть в непосредственном контакте, а живой контакт является основой консультирования.
Кроме того, переписка для клиента является «хорошим» способом не проявляться в процессе консультирования таким, каков он есть. Остается страх быть не принятым и есть возможность бессознательно прятать от самого себя и от специалиста часть проблем, имеющих значение для хорошего результата работы. Зачастую письма перегружены информацией. Клиент находится в ожидании ответов на все поставленные вопросы сразу. Специалисту требуется больше времени для выявления основной причины затруднений клиента. В таком обилии фактов и информации трудно отделить более значимое от менее значимого, поддерживать смысловую линию терапевтического процесса, не отклоняться от намеченной цели консультирования. В силу технических проблем письма могут теряться, не доходить до адресата. Это создает ситуацию неопределенности.
Поэтому консультирование по электронной почте является самым неэффективным из списка. |